№1, 2006 г. (страница 10)

В аудитории Природы
МИКРОЭЛЕМЕНТЫ И ИНТЕЛЛЕКТ, И НЕМНОГО О ДОЛГОЛЕТИИ

«…Слыхал я истину, бывало:
Хоть лоб широк, да мозгу мало!…»
А.С. Пушкин
«Руслан и Людмила»
«…Гувер — это голова.
И Гинденбург — голова.
Гувер и Гинденбург — это две головы»

И. Ильф, Е. Петров
«Золотой теленок»

Почему, в самом деле, одни люди умные, а другие, мягко говоря, наоборот? Определяется это размерами мозга? В какой-то степени, видимо, да. Высокий лоб, как правило, ассоциируется с мудростью. Но прямых корреляций здесь нет. Известны как мудрецы с относительно небольшими по массе мозгами, так и кретины — макроцефалы. Кроме того, показано, что в мыслительной деятельности человека участвует что-то около двух процентов коры головного мозга…
Как-то раз, в 1990 году, мы с моим ученым другом С.М. Анохиным, путешествуя по Новосибирской области, забрели в районную больницу Усть-Таркского района. И тут столкнулись с заболеванием, диагностируемым как детский церебральный паралич. Дети с этим диагнозом характеризовались, по крайней мере, двумя врожденными общими показателями — скованностью движений и умственной отсталостью.
Нами были исследованы волосы таких детей в возрасте от 10 до 12 лет, проживающих от рождения в Усть-Таркском районе Новосибирской области. В качестве контроля исследовали волосы одновозрастных аборигенных детей, характеризующихся нормальным поведением, собранные в тот же период в местной парикмахерской. Данные сравнительного анализа показали, что имеются существенные достоверные различия в концентрации, по крайней мере, четырех химических элементов — марганца, ванадия, никеля и галлия.
В 1995 году вышла работа американских исследователей, где они на большой статистической выборке показали примерно то же самое, сравнивая волосы учеников старших классов, отобранных по принципу «excellent» и «dull». В 1997 году вышла работа, в которой была показана взаимосвязь между концентрацией в волосах меди и эпилепсией, заболеванием с наследственной предрасположенностью.
Микроэлементный состав волос отражает внутреннее соотношение микроэлементов в организме и, в частности, в мозге. А ведь человеческий мозг относится к наиболее оберегаемым органам. Поэтому нельзя объяснить простой случайностью избирательное накопление в нем, например, золота, олова, таллия и других химических элементов,

 

признаваемых в классической литературе либо токсичными, либо, в лучшем случае, элементами с неизвестными функциями.
Установлено, что содержание меди, цинка, кремния, марганца и алюминия в сером и белом веществе головного мозга повышается к моменту рождения. У новорожденных такие микроэлементы, как медь, титан, алюминий, кремний, содержатся в зрительных буграх и продолговатом мозге. В зрелом возрасте некоторые микроэлементы, особенно медь и титан, концентрируются в коре головного мозга. В старческом возрасте отмечены обратные соотношения.

Обратим внимание на то, какие элементы применяются при изготовлении современных компьютеров, обеспечивая их быстродействие. В основном те же, что в повышенной концентрации входят в состав человеческого мозга! Кремний, олово, золото. Словом, выражение «золотая голова» обретает прямой, физический смысл. Подборка в процессе сотен миллионов лет соотношения микроэлементов, обеспечивающего скоростное межнейронное взаимодействие, привела к созданию самого совершенного на сегодняшний день естественного компьютера — человеческого мозга.
Читая легенды и мифы древней Греции, мы узнаем о мудрости и бессмертии Олимпийских богов. Об их реальном существовании можно спорить, но с чем спорить нельзя, так это с существованием на берегах Средиземного моря их современников, таких мудрецов-долгожителей, как Аристотель, Архимед, Сократ, Диоген, Платон, Эпикур, Демокрит….
В интересной статье В. Щербакова «Эликсир бессмертия — главный секрет океана» предполагается, что амброзия древнегреческих богов, обеспечивающая им бессмертие и мудрость — есть не что иное, как допотопные водоросли Атлантики. Водоросли имеют обыкновение впитывать микроэлементы морской воды, а современные исследования указывают на то, что Средиземное море в прошлом, особенно до появления Гольфстрима, существенно отличалось по микроэлементному составу от Мирового океана; в частности — по повышенной концентрации теллура.

 

Эксперименты, проведенные тем же Щербаковым по подкормке коловраток, морских микроорганизмов солями теллура, позволили увеличить продолжительность их жизни в восемь раз.
Так вот, коловратки по своим трофическим показателям весьма сходны с клетками головного мозга. И еще. Статистика утверждает, что люди, занимающиеся умственным трудом, в среднем живут дольше других…. Может быть, пора пошевелить мозговым золотом и оловом, чтобы создать диету, повышающую интеллект, а попутно и жизнеспособность? Ничего сверхъестественного здесь нет.
В качестве послесловия.
Вы ни разу не задумывались, из скольких химических элементов состоите? По­пробуйте подсчитать, это увлекательное занятие. У студентов разброс мнений на этот счет весьма широк и составляет от пяти-десяти элементов до всей таблицы Менделеева. Приходится взывать к логике и доказывать, что десять — слишком мало, чтобы обеспечить все функции организма. С другой стороны, и все химические элементы не могут быть биогенными. Некоторые слишком тяжелы и слабо реакционноспособны, некоторые вообще существуют доли секунды, а инертные газы, по определению, химически инертны.
Так что истина лежит, как всегда, посередине.
Далее. Принятое сегодня деление жизненно важных химических элементов на макро- и микроэлементы по сути своей искусственно. Все равно, как если бы мы пытались классифицировать животных, поделив их на «больших» и «маленьких». В первую группу попали бы бегемот, кит, крокодил, а во вторую — мышь, колибри, кузнечик....
Пользуясь данными исторической геологии и эволюционной биологии, мне, кажется, удалось создать естественную биогенную классификацию химических элементов (опубликована в № 2 журнала «Философия науки» за 1999 год). Согласно ей все химические элементы можно подразделить на восемь групп, пять из которых составляют биогенные (всего около сорока элементов). Так вот, микроэлементы, о которых шла речь в настоящей статье, я включил в последнюю, пятую группу, присвоив им название «брэйн-элементы» и исходя из предположения, что в метаболизм они включились на наиболее поздних стадиях эволюции, с развитием головного мозга животных.
В дальнейшем я непременно расскажу о других группах химических элементов и их наиболее интересных представителях.

А.В. Бгатов,
доцент кафедры экологии животных

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20