Юридический факультет

Мкртычян Борик Апетович

Мкртычян Борик Апетович

Декан,
кандидат юридических наук.

Телефон: (383) 267-09-44.

 
 
 

Важно не то место, которое мы занимаем,
а то направление, в котором мы движемся.

Толстой Л.Н.

Мы живем с вами в совершенно новой России. Возможных моделей развития нашей страны в XXI веке не так уж и мало. Сказать, что сегодня сложное время – означает почти ничего не сказать. Мы ищем ответы на но­вые вопросы, связанные с пониманием ново­го направления развития Российского госу­дарства, его устройства, стабильности, ус­тойчивости и безопасности. Вся Россия на­ходится в поисках будущего. В современной России много негатива, который мы, возмож­но, преувеличиваем, неспособные понять, куда исчезло даже то скромное благополу­чие, которое еще недавно так легко давалось.

Утвержденные Конституцией гражданские свободы – это и огромная гражданская ответ­ственность. Для многих людей еще непонятны и непрозрачны те события, что мы видим и слышим. И для них невозможно уяснить из дел и речей суть происходящего. Эта туманность перспектив развития страны – вероятно, самое разочаровывающее в новой России. Уступая царской и советской России в сакральном ве­личии и в способности поддерживать порядок, демократическая Россия тем не менее гордит­ся ясностью постановки общественных задач и, следовательно, возможностью для всех граждан сознательно участвовать в их реше­нии. Мы говорим о роли новых технологий, в том числе в образовательном процессе, в фор­мировании тех ценностей и практических на­выков, которые требует от нас наступившая эпоха.

Время дилетантов прошло. Законодатель, как хирург, должен быть профессионалом. Лег­ковесный подход к юриспруденции и ко всему, что с нею связано, канул в Лету. Было время, когда в правоохранительных органах было побольше рабочих и поменьше юристов.

Сегодня перед высшей школой стоят воп­росы: каким критериям должен соответство­вать современный юрист? Какие условия надо создать в учебном заведении, чтобы они от­вечали требованиям нового времени?

Мы должны подготовить новое поколе­ние юристов, с новым юридическим мировоз­зрением, способных творчески работать в ат­мосфере диалогов культур, всевозрастающей ответственности перед страной, перед наро­дом, перед каждым человеком. Все более воз­растают потребности в обеспечении правопо­рядка не только в нашей стране, но и во всем мире. Возрастает роль конфедеративной вла­сти, которая, как известно, определяет отно­шение государства к государству. Внешнепо­литическая деятельность правового государ­ства должна быть стабильной, от этого зави­сит авторитет государства и его надежность как партнера в отношении с другими государ­ствами. Роль правопорядка весьма велика – он основа стабильности всей цивилизации.

Концепция качества образования должна учитывать, прежде всего, императивы соот­ветствия образования социальным потребно­стям современного общества, его стремитель­ной динамики. Высшие учебные заведения должны готовить юристов новой формации, с глубокой юридической культурой, мобильным юридическим мышлением и высоким мораль­но-этическим потенциалом. От качества обра­зования зависит социальный статус высшего учебного заведения, внутренние и внешние условия его функционирования, вопросы фи­нансирования и многое другое.

Научная школа – это сложная иерархичес­кая структура, причем структура разновозра­стная – в ней присутствуют и учителя, и учите­ля учителей, и ученики, и вступающие в науку новички. Встраиваясь в научную среду, школа видоизменяет и перестраивает гораздо боль­ше связей в этой среде, чем творец-индивид (один ученый). Отсюда ее устойчивость, ее эф­фективность в формировании научного потен­циала юриспруденции. Ведь было же время - начало XX века, когда из-за рубежа приезжали слушать лекции по юриспруденции Новгородцева Павла Ива­новича, Чичерина Бориса Николаевича и других выдающихся юристов.

Необходимо объединить усилия ученых-юристов в масштабах не только города, но и страны с целью создания научных школ по про­блемам права. Руководитель научного сообще­ства, научной школы, Учитель с большой бук­вы должен, конечно же, обладать высоким на­учным – и не только научным! – авторитетом. То есть, он должен иметь определенный ста­тус в науке, нестандартно мыслить, рождать новые перспективные идеи и обеспечивать их реализацию в практической деятельности. За­кон должен не повторять социальные отноше­ния, а моделировать их, поэтому законодате­ли должны работать на опережение, творчес­ки отвечать потребностям социальной дина­мики.

Наш юридический факультет моло­дой, тем не менее, благодаря усилиям ректо­рата стадию становления он уже прошел, и те­перь находится на стадии развития. Хотя сде­лать предстоит еще многое. Главный вопрос сегодня для нас – это подготовка собствен­ных высококвалифицированных кадров. Удовлетворение потребности общества и воплощение в жизнь тех надежд, которые оно возлагает на высшие учебные заведе­ния, в значительной степени зависят от ква­лификации профессорско-преподавательс­кого состава, уровня учебных программ и от общей инфраструктуры высшей школы. Наши преподаватели делают все возмож­ное, чтобы воплотить в жизнь в оптималь­ном варианте требования Государственно­го образовательного стандарта. Студент, освоивший вузовский набор дисциплин, при­ближается к модели специалиста высокой квалификации.

Есть юридические ВУЗы, ориентиро­ванные на прокуратуру и МВД, которые осу­ществляют целенаправленную специализи­рованную подготовку для своей среды. Для высшей школы, юридических факультетов, на наш взгляд, более приемлем путь подго­товки специалистов широкого профиля. Во-первых, это отвечает записанному в Кон­ституции РФ праву человека на образова­ние. Во-вторых, отвечает требованиям про­фессиональной мобильности, осуществлять которую ему позволяет профессиональная подготовка. Специальность Юриспруден­ция затрагивает практически все сферы жизнедеятельности людей – экономику, со­циальную сферу, политику, духовность. Сло­вом, весь комплекс общественных отноше­ний, чем и объясняется сложность и много­гранность спектра дисциплин, которые студент должен освоить. Помимо глубочайше­го овладения теорией и правом по всем от­раслям, будущему специалисту необходимо конкретное знание законодательства и практики его применения. Умение толко­вать нормативные акты, документы, рабо­тать с гражданином (субъектом), права ко­торого ущемлены, и т.п. Юрист высокой ква­лификации должен уметь вести диалог, от­стаивать позиции действующего законода­тельства, участвовать в разработке новых законов, быть общественным деятелем.

Не менее важ­ной и сложной яв­ляется проблема обеспечения лите­ратурой, норма­тивной базой, со­здания компью­терных классов, подключения к си­стеме Интернет. Необходимо чет­ко определить ме­сто практики в учебном процессе, продумать опти­мальное соотношение теории с практикой. Очевидно, после прохождения практики сту­дент должен иметь не менее одного-двух те­оретических семестров, в результате чего он сможет осознанно изучить те дисциплины, которые считает для себя необходимыми.

Учет императивов соответствия высше­го образования социальным потребностям отвечает основным целям и задачам образо­вания: подготовке высокообразованных спе­циалистов, способных к профессиональной мобильности в усло­виях быстрых соци­альных сдвигов и информатизации общества. Основная наша программа, над которой мы ра­ботаем, – это пре­вращение системы высшего образова­ния в средство раз­вития региональ­ных общественных систем. Найти реше­ние всех проблем ди­рективным путем невозможно. Многие реше­ния будет подсказывать сам ход живой жизни общества. Дело государства – ставить перед обществом реализуемые цели. И тут нам не обойтись без выращивания совершенно по-но­вому мыслящих и ориентирующихся людей – юридически грамотной управленческой, науч­ной и производственной элиты.